Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов регламентируется главой 51 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).
В соответствии с Законом заявители вправе обратиться с жалобой в таможенные органы и (или) суд (ч.1 ст. 286 Закона).
Заявителям следует иметь в виду, что жалоба может быть подана в вышестоящий таможенный орган, либо в таможенный орган, решения, действия (бездействия) которого обжалуются (ч.1 ст. 288, ч.1 ст. 297 Закона).
В первом случае срок рассмотрения жалобы составит один месяц с момента поступления в уполномоченный орган, во втором – 2 месяца, в связи с направлением заключения и необходимых для разрешения жалобы документов в вышестоящий таможенный орган (ч.1 ст. 297 Закона).
Указанные сроки рассмотрения жалоб могут быть продлены, но не более чем на один месяц (ч.2 ст. 297 Закона).
При этом таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично в случае, если решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда (п.3 ч.1 ст. 293 Закона).
Кроме этого, участники внешнеэкономической деятельности вправе направлять заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в органы прокуратуры. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.