Об изменениях порядка сноса объектов капитального строительства
Вступившие в силу 4 августа 2018 года изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации модифицировали порядок сноса объектов капитального строительства.
Напомним, что сносом объекта капитального строительства является - ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.
Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.
Снос должен проводиться в соответствии с проектом по его проведению после отключения соответствующего объекта от сетей инженерно-технического обеспечения. Подготовкой такого проекта должен заниматься специалист по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.
Между тем проект не потребуется при сносе объектов индивидуального жилищного строительства, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также строений и сооружений вспомогательного использования.
В целях сноса объекта, не позднее чем за семь рабочих дней до его начала, в орган местного самоуправления необходимо направить уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства. Сделать это можно через МФЦ«Мои документы», а также посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг. Таким же образом, в течение семи рабочих дней после сноса объекта, лицо, осуществившее снос должно подать в местную администрацию уведомление о завершении его сноса.
В последнее время очень часто можно услышать словосочетане – межведомственное взаимодействие. О том, что такое межведомственное взаимодействие и как оно существляется, расскажем далее.
Межведомственное взаимодействие, или Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), создана для повышения качества обслуживания заинтересованных лиц при оказании государственных услуг (в том числе, услуг Росреестра), снижения бумажного документооборота и значительного сокращения времени оформления документов.
Система межведомственного взаимодействия – это информационный ресурс, содержащий базы данных всех включенных в него органов власти, через который осуществляется обмен документами в электронном виде. Для такого обмена установлены строгие временные рамки. Например, ответ на запрос при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, не может превышать двух рабочих дней.
Участие Росреестра в СМЭВ позволяет заинтересованным лицам не предоставлять ряд документов при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества или государственной регистрации прав.
Так, например, не нужно предоставлять документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к определенной категории земель, разрешенное использование земельного участка, решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого в жилое и т.д. Все эти сведения запрашиваются без участия заявителей.
Преимущества информационного взаимодействия очевидны – это максимальная защита интересов заявителей, исключение необходимости самостоятельного обращения в орган государственной власти, орган местного самоуправления и т.д.
Закрыв ипотеку, погасите запись об обременении
Все чаще заинтересованные лица приобретают недвижимость с использованием заемных денежных средств банка, оставляя в залог банку покупаемую недвижимость. При этом оформляется закладная, которая подтверждает залоговые права банка при оформлении ипотеки. Эта ценная бумага является гарантией интересов кредитного учреждения, и оформляется в банке, обычно во время подписания ипотечного договора.
Последующее внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о государственной регистрации ипотеки недвижимости в пользу банка не позволит собственнику в полной мере распоряжаться приобретенной недвижимостью (например, провести сделку или сделать перепланировку). Владеть, пользоваться и распоряжаться квартирой в полной мере можно будет только после погашения кредита.
Между тем даже при полном погашении долга перед банком обременение с квартиры не будет снято до момента погашения записи об ипотеке в ЕГРН. Для этого первым делом следует обратиться в банк для получения закладной. Как только заемщик расплачивается по кредиту, банк обязан вернуть владельцу квартиры закладную, предварительно отметив на ней полное погашение обязательств по ипотеке и заверив печатью банка и подписью доверенного лица.
Далее следует посетить офис МФЦ «Мои документы» и подать заявление о погашении записи об ипотеке в ЕГРН, приложив к нему закладную. Запись об ипотеке будет погашена в течение 3 рабочих дней. Государственная пошлина за данную процедуру не взимается.
Говоря о закладной нельзя ни сказать про новую форму закладной – электронный. Электронная закладная — это бездокументарная ценная бумага, которая будет храниться в депозитарии в виде электронного документа. Электронная закладная будет направляться напрямую из банка в Росреестр. Таким образом, заемщику не потребуется посещать МФЦ с целью регистрации или погашение закладной.
На сегодняшний день банки могут предоставить заемщику выбор: оформить закладную в электронном или бумажном виде. Однако в дальнейшем произойдет полный отказ от закладной на бумаге.
Данные государственного фонда помогут решить вопросы с недвижимостью
Гражданину для подтверждения права на земельный участок требуется свидетельство о праве на земельный участок, выданное в 1993 году. Также для предъявления в суде необходимо землеустроительное дело, подготовленное в 2001 году. Указанные документы владельцем утеряны, и он интересуется, существует ли возможность их восстановления.
Отвечая на данный вопрос, отметим, что вторые экземпляры свидетельств о праве на землю, выдававшиеся в свое время земельными комитетами, а также землеустроительных дел, подготовленных в ходе межевания земельных участков, вплоть до марта 2008 года, хранятся в государственном фонде данных землеустройства.
Также в государственном фонде данных содержатся материалы инвентаризации земель населенных пунктов и материалы по перерегистрации земель в коллективных садах, материалы оценки качества земель и материалы по описанию местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий и др.
Учитывая достаточно широкий перечень документов, находящихся на хранении в государственном фонде данных, они могут быть востребованы не только индивидуальными владельцами объектов недвижимости, но также и органами власти, кадастровыми инженерами и другими инстанциями.
Для получения необходимых материалов следует заполнить заявление, бланк которого размещен на официальном сайте Росреестра, и подать его в офис Кадастровой палаты. Также заявление можно направить почтой на адрес Управление Росреестра по Красноярскому краю (ул. Дубровинского, 114, г. Красноярск, 660021) или обратиться лично по указанному адресу.
Документы государственного фонда данных или мотивированный отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтересованным лицам в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления в Управление Росреестра.
Без кадастрового учета сделку зарегистрировать не получится
По состоянию на начало сентября 2018 года на территории Красноярского края на кадастровом учете состоит около 3 млн. 700 тыс. объектов недвижимости. В это число входят земельные участки, здания, сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства, единые недвижимые комплексы.
Для того, что бы систематизировать весь этот объем информации, каждому объекту недвижимости, состоящему на кадастровом учете, присваивается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер.
Таким же образом идентифицируется каждая запись о праве на объект недвижимости, а также об ограничении (обременении) права.
Следует отметить, что в отношении объекта недвижимости, не состоящего на кадастровом учете невозможно зарегистрировать право и осуществлять какие-либо сделки.
Для постановки на кадастровый учет земельного участка заинтересованному лицу потребуется межевой план. Для того, что бы поставить на учет объект капитального строительства (квартира, дом и пр.) будет необходим технический план. Подготовку указанных документов, по договору подряда на выполнение кадастровых работ, осуществляет кадастровый инженер.
С заявлением о кадастровом учете и (или) регистрации прав и соответствующим пакетом документов нужно обратиться в МФЦ «Мои документы». Также, подать документы можно направив их в адрес Кадастровой палаты почтовым отправлением.
В случае подачи заявления в МФЦ «Мои документы» постановка на кадастровый учет будет осуществлена в течение семи рабочих дней, а регистрация права в течение девяти рабочих дней. В случае одновременного кадастрового учета и государственной регистрации процедура займет двенадцать рабочих дней (процедура одновременного учета и регистрации применяется с 2017 года в случае создания объекта капитального строительства или образования земельного участка).
Подать документы можно и в электронном виде посредством сервиса «Личный кабинет» на официальном сайте Росреестра. Данный способ не требует затрат времени на посещение офиса с целью подачи обращения и получения документов, подготовленных по итогам оказания услуги.